Окружающая ребенка среда – это не только дом, семья, детский сад,
но и детская площадка, двор и, конечно, улица, на которой множество
быстро движущихся ярких, разнообразных машин, автобусов,
мотоциклов и т.д. Она приковывает к себе особое внимание ребенка.
На современных улицах количество автомобилей увеличивается с
каждым днем, а соответственно, и число аварий. Дети не умеют
предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до
приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности.
Ребенок – это не маленький взрослый, его организм находится в
состоянии роста и развития, не все психические функции полностью
сформированы. Актуальность обучения детей дошкольного возраста
правилам дорожного движения не вызывает сомнений. Помочь детям
должны, прежде всего, родители и, конечно, воспитатели дошкольных
учебных заведений.
Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения
правил безопасного перехода улиц и перекрестков. Помните! Нарушая
правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете
нарушать их своим детям.
Учите ребенка:
1. Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до
середины дороги - направо.
2. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они
обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
3. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со
светофором.
4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми
по краю навстречу машинам.
5. Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус,
трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно
обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего
пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо
остановиться.
7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
8. Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со
стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы,
остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного
средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство
останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у
подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль,
мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,
закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми
только на посадочных площадках, а при их
отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках
по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где
придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и
рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это
делается для лучшего наблюдения за авто-, мото транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели
друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите
ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не
посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из
переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок
постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после
полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под
колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его
отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно
попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном
месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не
разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано
детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем
сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь
через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он
уверен, что машина останавливается мгновенно. В 6 лет- боковым зрением
он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые;
не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная
машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять
существенное от незначительного.
В 7 лет- более уверенно отличать правую сторону дорогу от левой.
В 8 лет- может мгновенно отреагировать на отклик и т.д.; имеет опыт
пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки
езды на велосипеде; умеет определять источник шума; устанавливать связь
между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе
автомобиль, тем он больше).