Группа «Солнышко«,детский сад «Айболит»,село Плеханово
«ЕСЛИ РЕБЕНОК СКВЕРНОСЛОВИТ»Речь — форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни.Всем известен тот факт, что речь есть отражение интеллектуального развития человека. Несмотря на внешние качества человека, приобщении мы обращаем внимание именно на его речь. Недаром в народе существует пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Таким образом, мы делаем вывод не только об умственном развитии собеседника, но и уровне культуры. Один из аспектов речи — эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие,способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только ее бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Соответственно из неприятия речи следует и неприятие человека в целом. Употребление ненормативной лексики — актуальная во все времена. Необходимо выделить тот факт, что употребление нецензурной брани можно встретить уже в речи детей в детском саду. Это связано со многими причинами.Одной из таковых является открытое и безнаказанное употребление нецензурной брани в СМИ: это и в различных телепередачах, в видео роликах по интернету, в современных песнях, в кинематографе, и даже в современной . Другая причина — употребление ненормативной лексики родителей и ближайшего окружения. Это оказывает самое мощное воздействие на дошкольников. Всем известно, что ребенок впитывает всё то, что сознательно или бессознательно вкладывают в него родители.Мотивы для употребления ненормативной лексики зависят от возраста,поэтому и действия, направленные на коррекцию речевого поведения,отличаются. Начнем с самой молодой возрастной группы — 2-4 года.Ненормативная лексика у детей столь юного возраста настолько неожиданная,что обычно родители впадают в ступор, теряются и абсолютно теряют контроль над ситуацией. А зря. Ребенок в таком возрасте похож на диктофон — просто повторяет все, что услышал, потому и говорит любые слова, не разделяя их на«хорошие» и «плохие», и не всегда знает, что они означают. Кроме того,языковые навыки в этот период развиваются очень активно, и дети имеют огромный интерес ко всему новому, к незнакомым словам. Более того, интерес ребенка к игре, явлению, манерам поведения больше зависит от реакции родителей. Если с детских уст вырвалось «не подходящее» слово, для взрослых лучшей реакцией будет сделать вид, что вообще ничего не произошло. Тогда для малыша новое слово по эмоциональному окрасу ничем не будет отличаться от всех остальных, соответственно, скоро забудется и исчезнет с его языка. Совсем другое дело — ненормативная лексика у детей 5-7 лет. В этом случае ваше мнимое равнодушие не только не поможет, но и будет вредным. Ведь в этот период ребенок уже понимает, что говорит что-то нехорошее, и делает это сознательно. Дети этой возрастной группы используют бранные слова в качестве «об зывалок», «дразнилок» или как знак протеста против кого-то из взрослых. В язык ребенка брань может попасть от родителей, старших братьев или сестер, одноклассников, друзей. Употребление ненормативной лексики для этой возрастной группы — средство порадовать себя и тех, кто вокруг, привлечь внимание к собственной персоне, а также отомстить взрослым за их бесконечные правила и требования. Как не стоит реагировать? - Категорически и агрессивно запрещать брань; - смеяться, хохотать, рассказывать знакомым сказанное ребенком; - читать длинные нотации о красоте и богатстве литературного языка; - в присутствии посторонних лиц делать замечания или ругать ребенка. Что делать, если чадо услышало нехорошее слово именно от вас? Никто из нас не святой, порой взрослому трудно сдерживать некую сильную эмоцию или проконтролировать свою реакцию на неожиданную физическую боль. Конечно,это не оправдание, и лучшим вариантом будет воздержаться от употребления ругательств, как при детях, так и при их отсутствии. Но если так случилось, то нужно достойно выйти из неприятной ситуации: достаточно коротко попросить извинения и объяснить, что вы, к сожалению, не смогли удержаться. И очень важный аспект: если ребенку запрещено говорить определенное слово, ни один из взрослых в семье тоже не может его говорить, ведь все несправедливые правила возвращаются к родителям бумерангом, когда дети подрастают.Кстати, ненормативная лексика выполняет в речи людей до 30 различных функций – начиная от психологической разрядки, выражения недовольства,пренебрежения, и заканчивая способом убеждения собеседника. Очень хочется,чтобы наши дети умели выразить свои мысли и эмоции без использования нецензурной лексики. Мы можем помочь им в этом обогащением активного словаря ребенка и, тем самым, вытеснением из его словаря ненормативной лексики, следует объяснить, что нецензурную брань можно заменить множеством других слов, употребление которых не будет оскорбительным для собеседников. Здесь можно провести игру «Слова», где необходимо подобрать синоним к какому-либо слову. Так дети научатся разносторонне описывать какую-либо проблему, не употребляя ненормативную лексику. 27 октября 2024 в 12:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.