В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким
вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить
богатство своей страны.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения
любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая
притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает
их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте,
богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается
благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к
человеку постепенно...» В.А. Сухомлинский.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью
Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве,
когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему
миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к
своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных
чувств. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача взрослых –
как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной
земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного
периода характерны наибольшая обучаемость и податливость
педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё,
что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы
поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно
прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего
развития личности.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу,
взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическим гением народа". Неслучайно К.Д. Ушинский
подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу
термин "народная педагогика", видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.
Пути патриотического воспитания через приобщение к национальной
культуре включают в себя:
- понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;
- взгляды на патриотизм в летописях;
- русские народные былины, как средство воспитания патриотизма
(любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту
родной земли);
- роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к
природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;
- героическо-патриотические песни русского народа и их
воспитывающая роль;
- русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости,
трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина»
включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу,
организацию общественной жизни особенности языка и быта.
Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к
формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни
способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает
творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие
культуре.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей
и символами.
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные
события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю,
родитель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что
целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее
характерное для данной местности или данного края.
Решая возникшие задачи, необходимо:
1.Научить детей играть в русские народные игры.
2.Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.
3.Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.
4.Активное участие детей в проведении календарно-обрядовых
праздников.
5.Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить
узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
6.Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить
значение украшений костюмов.
7.Уметь различать изделия различных народных промыслов.
8.Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное
историческое время, к его истории и культуре, к природе России,
воспитать патриотов.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В
каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор
соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что
родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и
т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для
удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,
расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они
воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего
города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого
они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом
и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по
городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый
ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от
них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое
значение приобретает знакомство детей с народными промыслами
. края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед
Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг"
И т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому,
что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за
счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и
гербом государства.
Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем
самым
прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а
иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно
раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что
их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых
предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью
одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания
нравственно-патриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию
любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо
подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку
во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее
от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть
интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою
страну должно сочетаться с формированием доброжелательного
отношения к культуре других народов, к каждому человеку в
отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей
создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и
педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это
актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого
населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому
особенно важно в детском возрасте поддержать и направить интерес
ребенка к людям других национальностей, рассказать, где
территориально живет данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и
т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну
населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив
и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие
отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность
и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки
матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много
образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг
материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист
И.Г. Песталоцци: «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом,
а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву,
оно производит совершенно иное впечатление.»
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует
бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных
семейных связей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин
... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям».
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы
воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и
зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается
интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать
осмысление очень важных и глубоких постулатов:
1. корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа,
прошлом края и страны;
2. семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
3. счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества,
государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или
селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений
района и т.д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке,
совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее
интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с
родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно
ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например,
исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой
находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его
жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы
фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение
и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды,
рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа,
воспитывает любовь к - Родине.
В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все другие социальные институты призваны помочь,
поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика
превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие»