С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь
существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие
родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению,
постоянный контакт с большим количеством сверстников, новое
помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Ко всему этому малышу предстоит приспособиться. Начинается, так
называемая, АДАПТАЦИЯ.
Важно подчеркнуть, что адаптация – не зло, с которым нужно бороться,
не проблема, а просто процесс подстройки человека к новым условиям.
КАК ДОЛГО? Обычно активный период длится до 2-х месяцев и до 6
месяцев может идти остаточная (не заметная невооружённому взгляду)
адаптация.
Конечно, все абсолютно индивидуально, т.е. адаптация вашего ребёнка
может занять 1 неделю, 3, 5, а может 2 месяца.
Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Начинать все заново
после выписки обычно не приходится, но определённый откат назад
встречается довольно часто.
КАКАЯ БЫВАЕТ?
У разных детей этот процесс протекает по-разному. Но условно можно
выделить несколько видов:
Активная адаптация.
Малыш очень переживает, активно протестует, не хочет идти в сад,
провожает маму со слезами и криками, «говорит», что завтра в сад не
пойдёт и т.д.
Зачастую родителям очень тяжело видеть такую бурную реакцию
любимого чада, но она вполне нормальна. Если все хорошо, то
ребёнок станет вести себя значительно спокойнее в течение 1-2-х
недель.
Отложенная адаптация
Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребёнок добровольно и даже
радостно, бегом, забыв поцеловать маму, уносится в группу. Родители
радуются. Проходит какое-то время, и в один прекрасный день
ребёнок устраивает такой же скандал, как у других был в первые дни.
Пассивная адаптация
Ребёнок, адаптирующийся таким способом, внешне спокоен, идёт в
сад с удовольствием. Адаптация у таких детей проявляется в других,
часто не связанных с садом областях. Аппетит, вкусовые пристрастия,
повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и
качество усвоения новой информации, общая нервозность,
капризность, агрессивность дома и на прогулках после сада,
привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами
дома и в саду, обязательно интересуйтесь, был ли у ребёнка стул и
какой).
И при активной и при отложенной адаптации вполне могут
встречаться элементы пассивного реагирования.
Какой бы тип адаптации не был у Вашего ребёнка примерно через 2
месяца острая фаза пройдёт, и он приспособится.